|
Готика.
| Фрагмент "Анжерского Апокалипсиса" | | Фрагмент шпалеры "Дама с единорогом" td> | |
Готика(от итал. gotico, буквально - готский, от названия германского племени готов), готический стиль, художественный стиль, явившийся заключительным этапом в развитии средневекового искусства стран Западной, Центральной и частично Восточной Европы.
Ведущим типом в эпоху готики стал собор как высший образец синтеза архитектуры, скульптуры и живописи (представленной в готике преимущественно витражами). Огромное, несоизмеримое с человеком пространство собора, устремление к небу его башен и сводов, подчинение статуй динамическим архитектурным ритмам, ирреальное свечение витражей оказывали сильнейшее эмоциональное воздействие на верующих.
Архитектура готического собора, как известно, символизировала образ мироздания в его целостности и взаимосвязанности. Поэтому и каждая деталь архитектурного убранства экстерьера и интерьера, каждое звено здания должны были соответствовать общей гармонии, начиная со сводов и стен, витражей и шпалер и кончая резными украшениями из камня, дерева, металла.
Синтез искусств в готике несравненно богаче и сложнее, чем в романском стиле, а система сюжетов намного шире, стройнее и логичнее; в ней отразились все средневековые представления о мире. Основным видом изобразительного искусства была скульптура. Впервые после античности статуи и скульптурной группы (на фасадах соборов или на алтарных преградах) получили богатое художественное содержание и развитые пластические формы; застылость и замкнутость столпообразных романских статуй сменились подвижностью фигур, их обращением друг к другу и к зрителю.
Вновь возник (хотя и на спиритуалистической основе) интерес к реальным природным формам, к физической красоте и чувствам человека. По сравнению с античностью круг эмоциональных и этических ценностей существенно видоизменился: в искусство вошли тема материнства, тема нравственного страдания, мученичества, душевной стойкости человека - жертвы насилия.
Обращение к многообразию и противоречиям жизни, отражавшее столкновение социальных сил средневекового общества, обусловило сложность, конфликтность и драматизм искусства готики: в нём переплетались лиризм и трагические аффекты, высокая духовность и сатира, фантастический гротеск и неприкрашенная верность наблюдения натуры. Напряженный эмоциональный строй готического искусства непосредственно создаётся устремлённостью фигур, их лёгким S-oбразным изгибом и остро выразительным ритмом драпировок в скульптуре, беспримерной интенсивностью и глубиной цвета в витражах.
Эпоха готики - время расцвета книжной миниатюры и появления станковой живописи, время высокого подъёма декоративных искусств, связанного с расцветом цехового ремесла: в резьбе по камню, дереву и кости, в керамике и стеклоделии, в многообразных металлических изделиях, украшавшихся камнями и эмалью, в тканях и шпалерах - всюду изощрённость фантазии и щедрое богатство декора сочетаются с блестящим мастерством и тщательностью отделки.
Интерьер готического замка отличали напряженность замкнутых, но переходящих друг в друга объемов, ритмико-динамические доминанты вертикалей, грандиозность масштабов, выразительность грубоватых фактур. Это не могло не отразиться на готических шпалерах и шпалерных росписях. Подобно восточным коврам, стелются они вдоль плоских стен, послушно следуя всем их изгибам и поворотам, но никогда не расчленяя поверхности. Таковы, например, шпалерные росписи гардеробной папского дворца в Авиньоне или роспись Зала Баронов в Кастелло ди Манта близ Садуццо (обе—14 в.). Композиция этих шпалер близка ковровой — ряд разномасштабных фигур, в неожиданной гармонии свободно располагающихся в условном пространстве мильфлерных аррасов. Масштаб некоторых шпалер выдерживал сопоставление с гигантскими залами замков — достаточно вспомнить знаменитый «Анжерский Апокалипсис», выполненный парижскими мастерами.
Части здания также украшались рельефами, статуями, растительным орнаментом, изображениями фантастических животных ("химерами"); характерно обилие светских мотивов (сцены труда ремесленников и крестьян, гротескные и сатирические изображения). Разнообразна и тематика витражей, в гамме которых преобладали красные, синие и жёлтые тона.
В 16 в. готика повсеместно уступала место ренессансной культуре. Тем не менее национальное готическое наследие, глубоко укоренившееся в народной жизни многих европейских стран, оказывало сильное влияние на искусство Возрождения и барокко, особенно в Северной Европе, а затем стало объектом подражания и стилизации . Романтизм 19 в. усилил интерес к готике, вошедшей в круг основных источников духовных традиций человечества.
Археологическое изучение готики вызвало возрождение принципов готической конструкции, повлияв на формирование новых конструктивных систем, а попытки реставрации средневековых художественных ремёсел стали отправной точкой для поисков новых путей развития декоративного искусства.
|
на главную страницу
|
РАЗДЕЛЫ САЙТА
|
|
Галерея | Ссылки в тему |
|
|
Из истории | Сведения, термины |
|
|
Контакт, заказ | Шпалеры автора |
|