Шпалера    гобелен
   панно    таписерия
18-19 века.

   В 18 веке в Обюссоне, а в 19-м в Бове выполнялось также много заказов на огромные, роскошные и очень дорогие напольные ковры «савоннери», которые делались в технике шпалерного ткачества. В них сохранялись пышность и великолепие барочных напольных ковров: растительно-акантовый орнамент, аллегорические символы, гербы, а также обилие элементов архитектурного и скульптурного декора: волюты, кессоны, люнеты и т. п.
   С 30-х годов 18 века в деятельности французских шпалерных мануфактур наметилось стремление как можно точнее копировать произведения живописи. Особенно виртуозно выполняли такие копии ткачи мануфактуры Гобеленов. Для этого им приходилось окрашивать пряжу во множество цветов и тончайших оттенков. К концу 18 века число оттенков достигало 14 600. Одновременно — для полного сходства с живописным полотном — стремились сделать поверхность шпалеры как можно более гладкой, до предела увеличивая плотность ткачества.
   

"Манна Небесная"
по картону
П. П. Рубенса
      Фрагмент гобелена
из цикла "Месяцы,
или Королевские замки",
по картонам Ш. Лебрена

   Сближение шпалеры со станковой живописью определялось не только придворными вкусами. Ему во многом способствовало и то, что на протяжении нескольких десятилетий в деятельности мануфактур активно участвовали крупные живописцы. Кроме Лебрена, парижской мануфактурой руководил Жан-Баттист Удри (из шпалер, выполненных по его эскизам, наиболее известна серия «Охота Людовика XV») и Франсуа Буше.
   Удри настаивал на буквальном воспроизведении в шпалере живописного полотна. Он добивался от ткачей колористической культуры, живописной цельности шпалеры, хотел, чтобы они «полностью прочувствовали и поняли картину». В рапорте королевскому министру Удри резко критиковал устаревшие, по его мнению, методы, «этот ужасный колорит шпалеры, который в сочетании с грубым исполнением способствует невыносимой пестроте красок, ярких и взаимно несочетаемых».
    Удри ввел вспомогательные шаблоны, на которых отдельные фрагменты рисунка оконтуривались и обозначались цифрами, соответствовавшими шкале цветов. Творческая инициатива ткачей, претендовавших на определенные коррективы, неизбежные в процессе тканья, была в большей мере подавлена. Они были обязаны строго придерживаться подробно разработанной колористической схемы — и тем самым лишались права на малейшую инициативу. Шпалера постепенно превращалась из произведения искусства, созданного творческими усилиями художников и мастеров-ткачей, в продукт художественной промышленности.

Натюрморт (по картине неизвестного голландского художника 17в.)
Фрагмент. 1717-1719. Россия, Петербург.
      


   В первой четверти 18 века в Петербурге по указу Петра I была создана шпалерная мануфактура, производство которой налаживали мастера, приглашенные из Парижа. Периодом расцвета Петербургской шпалерной мануфактуры принято считать 1760—1770-е годы —к этому времени здесь работали русские мастера —не только красильщики и ткачи, но и художники-картоньеры. Было создано немало эффектных сюжетных и декоративных композиций для украшения интерьеров дворцов. Здесь, как и во Франции, не прошли мимо увлечения китайскими мотивами. Создавали так называемые «китайские обои», всевозможные обивочные ткани.
   Среди произведений петербургской мануфактуры особое место занимает портрет —жанр, не распространенный в шпалерном ткачестве Ткачам заказывались портреты Петра I, Елизаветы, Екатерины II. Сохранились далеко не все. К числу наиболее мастерских следует отнести портрет Екатерины II, выполненный в 1766 году Василием Фроловым.
   С конца 1770 года в деятельности петербургской мануфактуры все больше места занимает буквальное копирование живописных полотен, но если раньше это были преимущественно произведения западноевропейских мастеров, то теперь появился интерес и к отечественным авторам. К числу наиболее совершенных по тонкости колорита и точности воспроизведения оригинала относятся две шпалеры (в вытканных золоченых рамах). Они воспроизводят два известных пейзажа Павловска, созданных С.Щедриным: «Колоннада Аполлона» и «Храм дружбы». К концу 1820-х годов мода на шпалеры в России проходит, деятельность петербургской мануфактуры постепенно сокращается, и в 1858-м мануфактуру упраздняют.

Шпалера в интерьере...
Готики      Ренессанса      Барокко      Классицизма      18 - 19 веков     20-го века      В наши дни
    на главную страницу
 

  
РАЗДЕЛЫ САЙТА
  галерея / gallery   ссылки в тему/ links
  Галерея  Ссылки в тему
   из истории/ history   сведения,термины / terms
  Из истории  Сведения,
   термины
  контакт / contact   работы авторе/author`s works
  Контакт,
  заказ
  Шпалеры
   автора

 

Хостинг от uCoz