|
18-19 века.
В 18 веке в Обюссоне, а в 19-м в Бове выполнялось также много заказов на огромные, роскошные и очень дорогие напольные ковры «савоннери», которые делались в технике шпалерного ткачества. В них сохранялись пышность и великолепие барочных напольных ковров: растительно-акантовый орнамент, аллегорические символы, гербы, а также обилие элементов архитектурного и скульптурного декора: волюты, кессоны, люнеты и т. п.
С 30-х годов 18 века в деятельности французских шпалерных мануфактур наметилось стремление как можно точнее копировать произведения живописи. Особенно виртуозно выполняли такие копии ткачи мануфактуры Гобеленов. Для этого им приходилось окрашивать пряжу во множество цветов и тончайших оттенков. К концу 18 века число оттенков достигало 14 600. Одновременно — для полного сходства с живописным полотном — стремились сделать поверхность шпалеры как можно более гладкой, до предела увеличивая плотность ткачества.
| "Манна Небесная" по картону П. П. Рубенса | | Фрагмент гобеленаиз цикла "Месяцы, или Королевские замки", по картонам Ш. Лебрена td> | |
Сближение шпалеры со станковой живописью определялось не только придворными вкусами. Ему во многом способствовало и то, что на протяжении нескольких десятилетий в деятельности мануфактур активно участвовали крупные живописцы. Кроме Лебрена, парижской мануфактурой руководил Жан-Баттист Удри (из шпалер, выполненных по его эскизам, наиболее известна серия «Охота Людовика XV») и Франсуа Буше. Удри настаивал на буквальном воспроизведении в шпалере живописного полотна. Он добивался от ткачей колористической культуры, живописной цельности шпалеры, хотел, чтобы они «полностью прочувствовали и поняли картину». В рапорте королевскому министру Удри резко критиковал устаревшие, по его мнению, методы, «этот ужасный колорит шпалеры, который в сочетании с грубым исполнением способствует невыносимой пестроте красок, ярких и взаимно несочетаемых». Удри ввел вспомогательные шаблоны, на которых отдельные фрагменты рисунка оконтуривались и обозначались цифрами, соответствовавшими шкале цветов. Творческая инициатива ткачей, претендовавших на определенные коррективы, неизбежные в процессе тканья, была в большей мере подавлена. Они были обязаны строго придерживаться подробно разработанной колористической схемы — и тем самым лишались права на малейшую инициативу.
Шпалера постепенно превращалась из произведения искусства, созданного творческими усилиями художников и мастеров-ткачей, в продукт художественной промышленности.
| Натюрморт (по картине неизвестного голландского художника 17в.) Фрагмент. 1717-1719. Россия, Петербург. | |
В первой четверти 18 века в Петербурге по указу Петра I была создана шпалерная мануфактура, производство которой налаживали мастера, приглашенные из Парижа. Периодом расцвета Петербургской шпалерной мануфактуры принято считать 1760—1770-е годы —к этому времени здесь работали русские мастера —не только красильщики и ткачи, но и художники-картоньеры. Было создано немало эффектных сюжетных и декоративных композиций для украшения интерьеров дворцов. Здесь, как и во Франции, не прошли мимо увлечения китайскими мотивами. Создавали так называемые «китайские обои», всевозможные обивочные ткани.
Среди произведений петербургской мануфактуры особое место занимает портрет —жанр, не распространенный в шпалерном ткачестве Ткачам заказывались портреты Петра I, Елизаветы, Екатерины II. Сохранились далеко не все. К числу наиболее мастерских следует отнести портрет Екатерины II, выполненный в 1766 году Василием Фроловым. С конца 1770 года в деятельности петербургской мануфактуры все больше места занимает буквальное копирование живописных полотен, но если раньше это были преимущественно произведения западноевропейских мастеров, то теперь появился интерес и к отечественным авторам. К числу наиболее совершенных по тонкости колорита и точности воспроизведения оригинала относятся две шпалеры (в вытканных золоченых рамах). Они воспроизводят два известных пейзажа Павловска, созданных С.Щедриным: «Колоннада Аполлона» и «Храм дружбы».
К концу 1820-х годов мода на шпалеры в России проходит, деятельность петербургской мануфактуры постепенно сокращается, и в 1858-м мануфактуру упраздняют.
на главную страницу
|
|
РАЗДЕЛЫ САЙТА
|
|
Галерея | Ссылки в тему |
|
|
Из истории | Сведения, термины |
|
|
Контакт, заказ | Шпалеры автора |
|