|
Ренессанс.
Принципы организации интерьера изменились под воздействием системы ренессансного ансамблевого мышления, подчинившись геометрическим закономерностям, которые были почерпнуты из ордерной системы античной архитектуры. Все решение интерьеров и размещение в них отдельных предметов определяла в эпоху Ренессанса строгая симметрия
Пышность и изысканность отделки отличала не только церковные интерьеры и королевские покои. С середины 13 века во Франции, а затем и в других европейских странах, началось строительство роскошных дворцов знати. К сожалению, до наших дней не дошли в неприкосновенности интерьеры не только готических замков, но и ренесансных дворцов. Тем более ценным представляется сохранившаяся до наших дней часть коллекции шпалер 16 века, созданных по заказу польского короля Сигизмунда Августа и выполненных в лучших шпалерных мастерских Фландрии по картонам Михаэля Кокси, прозванного «фламандским Рафаэлем», и Виллема Тонса.
Уникальность этой коллекции, первоначально состоявшей из трехсот пятидесяти шести шпалер, заключалась прежде всего в том, что она изначально была создана именно как тщательно продуманный ансамбль,предназначенный для интерьера королевского Вавельского замка в Кракове.
| шпалера-вердюра "Борьба дракона с пантерой" | | Интерьер королевского Вавельского замка в Кракове,сер. 16 в td> | |
Каждая шпалера (тогда, как и сегодня, их называли в Польше аррасами) должна была разместиться на строго отведенном ей месте стены, в ритмическом порядке расчлененной пилястрами. Конкретное местоположение аррасов определяет и выбор тематики. Большие плоскости были отведены для огромных монументальных панно на библейские и мифологические темы, простенки между окон — для вердюр, над порталами дверей и в оконных люнетах размещались шпалеры с гербами, а фризовые композиции оставлялись для пейзажных и жанровых сцен. Пристрастие короля к охоте сказалось на особенно часто встречавшихся среди аррасов вердюр с изображением борьбы животных на фоне прекрасных ландшафтов.
Характерной особенностью убранства Вавельского замка было очень широкое использование всех видов текстильного искусства — это, как свидетельствуют источники, вообще типично для интерьеров польских замков и дворцов в разные эпохи. Для драпировки стен употребляли вышитые бархат и парчу, а также другие виды шелковых тканей, полы устилали дорогими сукнами и безворсовыми коврами. Шпалеры, восточные ткани и ковры использовали не только для украшения стен: часто их применяли как подвижные перегородки для отделения части пространства интерьеров .
Богатое убранство стен шпалерами и всевозможными тканями гармонично дополняли в покоях Вавельского замка расписные фризы, импозантные печи, выложенные яркими рельефными изразцами, драгоценная мебель и утварь, а также полихромные деревянные резные потолки, иногда со скульптурными портретами в кессонах.
Присущая Ренессансу система координации всех видов искусства оставляет каждому произведению возможность сохранить свою эстетическую самоценность. Шпалеры получают в это время широкий тканый бордюр, который, отгораживая их от реального пространства, в чем-то уже приравнивает шпалеру к станковому живописному полотну. |
на главную страницу
|
РАЗДЕЛЫ САЙТА
|
|
Галерея | Ссылки в тему |
|
|
Из истории | Сведения, термины |
|
|
Контакт, заказ | Шпалеры автора |
|