Шпалера    гобелен
   панно    таписерия
Гобелен
Ковёр
Панно
Шпалера
   Гобелен - вытканный вручную ковёр-картина (шпалера). В строгом смысле — изделие действующей поныне парижской мануфактуры (учреждена в предместье Сен-Марсель в 1662 как королевская; включила ряд частных шпалерных заведений, в том числе мастерскую фламандских ткачей М. Команса и Ф. Планша, основана в 1607). Её главным зданием стала бывшая мастерская известных с 15 в. красильщиков Гобеленов (Gobelins), имя которых утвердилось за мануфактурой и её изделиями. Гобелены выполнялись цветными шерстяными и шёлковыми (иногда также серебряными и золотыми) нитями по рисункам (картонам) управлявшего мануфактурой художника Ш. Лебрена, а в 18 в. Ф. Буше, Ж. Б. Удри и др. гобелены ткались на специальных ручных станках методом выборочного ткачества, т. е. по отдельным участкам, которые затем сшивались тонкой шёлковой нитью. Характерная особенность гобелена — рубчатая поверхность лицевой стороны, создаваемая нитями основы, и неровная поверхность оборотной стороны, образуемая швами и нитями утка. Высокие художественные достоинства гобеленов 17—18 вв. (с историческими, мифологическими, религиозными и литературными сюжетами) сделали их настолько популярными, что гобеленами стали называть вначале подражавшие им шпалеры др. мануфактур Франции и др. европейских стран, а в 19 в. — вообще шпалеры и даже машинное обивочное полотно плотного плетения (т. н. гобеленовые ткани). В 19 в. художественный уровень гобеленов резко снижается. С 1930-х гг. искусство гобеленавозрождается на новой художественно-стилевой основе. Картоны для гобеленов в конце 19 — начале 20 вв. создавали Г. Жефруа, К. Моне, Ж. Ф. Рафаэлли и др. После 1945 заметно способствовали развитию искусства гобелена картоны художника Ж. Люрса.
   Ковёр - художественное текстильное изделие, обычно с многоцветными узорами или изображениями, служащее главным образом для украшения и утепления помещений, а также для звукопоглощения (бесшумности).   Художественные особенности ковров определяются фактурой ткани (ворсовой или безворсовой поверхности), характером материала (шерсти, шёлка, льна, хлопка и др.; например, шерсть даёт тончайшие переливы ворса) и красителей, форматом, соотношением бордюра и центрального поля ковра, характером и композицией орнамента (растительный, геометрический или какой-либо др., размещенного в полосах, медальонах, рядами и т.д.), цветовым построением.
 Из ковров Востока наиболее широко известны иранские, турецкие, туркменские и азербайджанские.
 Иранские ковры классифицируются по месту производства (например, «исфахан», «кашан», «фараган», «джоушаган», «хорасан» и так далее) или по типу орнамента («медальонные», охотничьи», «звериные», «садовые», «вазовые»); они характеризуются большей частью высокой плотностью (особенно К. Исфахана и Кашана), сложным растительным и геометрическим орнаментом, в который часто включаются надписи, изображения людей и животных, многополосной каймой и чрезвычайно богатой и разнообразной палитрой.
 Турецкие ковры, которые также делятся по месту производства («ушак», «бергама», «ладик», «гиордес», «кула» и пр.), украшаются орнаментом из крупных, сильно стилизованных или геометризованных растительных мотивов, как правило, яркой, контрастной расцветки. Типичны молитвенные ковры с изображением михраба с лампой внутри него, 2 колонками по сторонам и надписями (стихи Корана) вокруг него.
 Туркменские ковры классифицируются по родоплеменной принадлежности (текинские, йомудские, эрсаринские, сарыкские и др.). Орнамент центрального поля составлен из повторяющегося рядами родоплеменного знака — геля (8-угольный медальон), форма и заполнительный узор которого различны у различных племен. Расцветка большинства гёлей диагональная. Для всех туркменских ковров (кроме типа «бешир») характерна единая цветовая гамма, построенная на многообразии оттенков красного цвета.
 Азербайджанские ковры, чрезвычайно разнообразные по видам, также различаются по месту производства. Для одних видов («куба», «ширван», «казах», «зенджа» и пр.) характерны сложные геометрические узоры, которые включают схематические фигурки животных и людей, и размещенные по одной оси в центральном поле фигурные многоугольные или звездчатые медальоны, для др. («Карабах» и пр.) — разнообразный растительный орнамент с обилием цветочных мотивов. Азербайджанские ковры выделяются звучным колоритом, построенным на сочетании локальных интенсивных тонов.
    В западноевропейском ковроткачестве, в котором особое место занимают с 16 в. шпалеры (фламандские, французские, немецкие), в 17—18 вв. выделяются ворсовыековры мануфактуры Савоньри, основанной в 1624 в Париже (в помещениях бывшей мыловаренной мануфактуры, откуда и название её — от savon, т. е. мыло). Это ковры с пышным полихромным цветочным и арабесковым барочным орнаментом, обычно на чёрном фоне. Под их влиянием вырабатывались ворсовые ковры в Англии и Испании. В 19 в. с развитием фабричного производства художественный уровень западноевропейского ковроделия резко падает. Однако к середине 20 в. в ряде стран (особенно во Франции) делаются успешные попытки вывести из тупика эту отрасль художественного ремесла, вернуть ей былое значение. Заметные успехи в этой области достигнуты в Польше, Болгарии, Румынии, Югославии, где возрождается изготовление как ворсовых, так и безворсовых ручных ковров с геометрическим и стилизованным растительным орнаментом.
  В Европейской части быв. СССР ковроделие издавна развивалось на Украине (главным образом безворсовые ковры-килимы: в центральных районах — с узором из плоскостно трактованных и размещенных рядами цветов на чёрном, голубом или светло-жёлтом фоне, а в западных — с геометрическим узором). Килимы ярких расцветок с мотивами цветочных веток и вазонов, а также с геометризованным орнаментом ткались в Молдавии. Из русских ковров особенно известны курские и воронежские — безворсовые, с объёмно трактованными цветами натуральной расцветки на чёрном фоне. В Тюменской области ткались высоковорсовые ковры с цветочным орнаментом. В СССР после 1917 мастера-ковроделы, организованы в артели, вели поиски выразительных средств для воплощения нового мироощущения. В то же время ими используются старые традиции и приёмы. Большая роль в этих исканиях принадлежит ковровой лаборатории при НИИ художественной промышленности, ковровым производственным объединениям Азербайджанской ССР и Туркменской ССР, экспериментально-художественным мастерским.
  В оборудовании современного жилого и общественного интерьера ковровые материалы и изделия находят все более широкое применение в качестве покрытия полов, мебели, стен и так далее. В зависимости от назначения (области применения) и степени интенсивности динамических и статических нагрузок (неодинаковых в жилых или общественных помещениях, каютах судов, салонах самолетов, вертолётов и автомашин) ковры имеют различную структуру и фактуру: гладкие (без ворса), с разрезным, неразрезным и комбинированным ворсом (высоким и низким). По способу выработки различаютковры ручной и машинной (с середины 19 в.) работы, тканные и вязаные. К ковровым изделиям относятся также узорчатые войлоки (кошмы). Правильный выбор волокнистых материалов и нитей с заранее заданными свойствами (малорастяжимые, текстурированные и кордные нити), пряжи для ворса и каркаса с использованием натуральных и химических штапельных волокон (лавсан, капрон, полипропилен, мтилон и др.) в значительной степени предопределяют тип ковра, область применения, его надежность, долговечность.
  Однако по качеству исполнения и сложности рисунка ручные коврыне превзойдены, поэтому их стоимость выше.
  Механическое ткачество безворсовых ковров мало отличается от изготовления обычных многослойных декоративных тканей и выполняется на многочелночных станках, оснащенных машиной Жаккарда.

НА ГЛАВНУЮ

  
РАЗДЕЛЫ САЙТА
  галерея / gallery   ссылки в тему/ links
  Галерея  Ссылки в тему
   из истории/ history   сведения,термины / terms
  Из истории  Сведения,
   термины
  контакт / contact   работы авторе/author`s works
  Контакт,
  заказ
  Шпалеры
   автора

 

Хостинг от uCoz