Шпалера    гобелен
   панно    таписерия
Гобелен
Ковёр
Панно
Шпалера
   Панно (франц. panneau, от лат. pannus — кусок ткани), 1) часть стены, выделенная обрамлением (лепной рамой, лентой орнамента и т. п.) и заполненная живописным или скульптурным изображением. 2) Картина, исполненная маслом, темперой и т. д., предназначенная для постоянного или временного заполнения определённого участка стены или потолка. П. называют и мозаичные, лепные (барельефные), керамические, резные деревянные и иные композиции, применяемые для той же цели и также съёмные.
   Шпалеры (нем. Spalier, от итал. spalliera), стенные безворсовые ковры с сюжетными и орнаментальными композициями, вытканные ручным способом в технике т. н. репсового уточного переплетения. Рисунок создаётся цветными нитями утка (шерсть, шёлк, иногда металлич. золотые и серебряные нити), плотно закрывающими неокрашенную основу (шерсть, лён) и образующими характерную для шпалер рубчатую фактуру. Каждая уточная нить ведётся только в границах своего красочного пятна (техника, известная с античности, так же вытканы коптские ткани). В зависимости от типа станка различаются 2 вида шпалер: готлис — вытканы на станках с вертикальным креплением основы и баслис — на горизонтальных станках. Моделью для шпалеры служит картон — живописный эскиз в размере ковра.
  Производство шпалер возникло в Западной Европе в 12—13 вв. Широко применявшиеся в убранстве жилых и парадных помещений средневековые шпалерыпредставляют собой образцы монументально-декоративного искусства [«Анжерский апокалипсис» — 7 огромных ковров, включавших 105 сюжетов, из них сохранилось 77, ок. 1380, мастерская Никола Батайля в Париже по картонам Жана из Брюгге; 6 ковров аллегорической серии «Дама с единорогом», кон. 15 — нач. 16 вв. (Париж, Музей Клюни), относящиеся к типу «мильфлёров» — шпалер с фоном, сплошь затканным кустиками цветов].
  Основные центры средневекового шпалерного ткачества — Париж, Аррас, Турне, с конца 15 в. — Брюссель, где в начале 16 в. была исполнена для Ватикана серия «Деяния апостолов» по картонам Рафаэля, в 17 в. — серии шпалер по картонам П. П. Рубенса. С середины 17 в. во Франции были созданы большие шпалерные мануфактуры, руководимые крупными художниками (Королевская мануфактура Гобеленов в Париже, мануфактуры в Бове и Обюссоне). Излюбленные темы шпалер 17—18 вв.— мифология, и исторические сюжеты, аллегории, сцены охоты, пасторали, пейзажи («вердюры»). В 18—19 вв. шпалерное ткачество развивается под знаком полного подчинения станковой картине, что ведёт к утрате достоинств, присущих старой шпалере. Декоративные принципы шпалеры возрождаются в середине 20 в. в творчестве Ж. Люрса и др.
  В России производство шпалер началось при Петре I. В 1717 в Петербурге была основана шпалерная мануфактура (существовала до 1859), одна из первых работ которой—«Полтавская баталия» по картону Л. Каравака (Эрмитаж, Ленинград). Расцвет деятельности мануфактуры — 2-я половина 18 — начало 19 вв. В русских шпалерах эпохи классицизма ярко выражено декоративное начало, многие из них были органично связаны с архитектурой интерьеров («Диана» и «Сатурн» из т. н. «Гурьевского гарнитура», 1805—06, музеи в Павловске и Гатчине).  Основные собрания шпалер в РФ сосредоточены в Эрмитаже (Санкт-Петербург), в Русском музее (Санкт-Петербург) и в музеях Московского Кремля.

на главную страницу

  
РАЗДЕЛЫ САЙТА
  галерея / gallery   ссылки в тему/ links
  Галерея  Ссылки в тему
   из истории/ history   сведения,термины / terms
  Из истории  Сведения,
   термины
  контакт / contact   работы авторе/author`s works
  Контакт,
  заказ
  Шпалеры
   автора

 

Хостинг от uCoz